Восстановление бетонных поверхностей на Волго-Донском канале
Investor Name:
Published Date:
Location:
Value:
Architecture:
About Project
Железобетонные конструкции гидротехнических сооружений подвержены непрерывному воздействию неблагоприятных факторов, которые разрушают конструктивные элементы. Технологические разрушения поверхностного слоя бетона вплоть до оголения арматуры происходит в основном по причине знакопеременных механических воздействий на поверхностный слой конструкций.
Причина разрушения материала под действием циклических изменений температур — расширение воды, заполняющей поры бетона, при замерзании. Поэтому железобетонные конструкции необходимо регулярно ремонтировать, чтобы не допустить проникновения коррозии бетона вглубь конструкции.
Для гидротехнических сооружений процесс ремонтных работ осложняется тем, что навигация охватывает весь благоприятный весеннее – летнее — осенний период, когда температура остается положительной. Зимой ремонтные работы проблематично проводить даже в «тепляках», так как невозможно прогреть большую массу бетона стенок шлюзов. Остается небольшой временной период между началом навигации весной и еще более короткий после окончания навигации и ледоставом.
Если предложить технологию и материалы, которые позволят проводить ремонтные работы в «технологические окна» продолжительностью 2-3 часа, по аналогии как это делается при ремонтных работах на железнодорожном транспорте, то ремонт стенок шлюзов можно будет проводить в течение навигационного периода без существенного нарушения режима прохождения судов. Чтобы опробовать данную технологию производства ремонтных работ и выяснить особенности набора необходимой прочности бетона при многократном наполнении и осушении шлюза, когда ремонтируемая поверхность многократно омывается водой, фирма ООО НТФ «Полигон» провела экспериментальные работы перед навигацией 2007 года на объекте Цимлянского района гидросооружений и судоходства (филиала Волго-Донского ГБУВПиС).
Экспериментальные ремонтные работы поверхностного слоя железобетонных стенок плит-оболочек камеры шлюза руководством Цимлянского РГиС было решено проводить на северной стенке шлюза №15 между секцией ВГ1-2. Характерные разрушения поверхностного слоя плит-оболочек приведены на фотографиях.
Технология ремонтных работ
Была предложена следующая технология производства работ:
Обследование внутренних стенок шлюза;
Поверхность железобетонных плит очистить от грязи, иловых отложений и произвести расчистку рыхлого и отслаивающегося бетона гидроструйным аппаратом высокого давления LIMENS ЛМ500 (Р =500 бар.) с применением специальной насадки (гидрофреза) для увеличение производительности;
Произвести разборку рыхлого бетона в местах разрушений поверхностного слоя железобетонных плит оболочек и вокруг оголенной арматуры при помощи механических отбойных молотков;
Произвести очистку оголенной арматуры от ржавчины механическим способом до степени St2 при помощи шлифовальных машинок и металлических щеток.
Оголенную арматуру покрыть антикоррозионным составом ИФХАН-58ПР, для защиты от коррозии и создания хорошей адгезии (сцепления) для ремонтной смеси;
На подготовленную таким способом поверхность плит нанести ремонтную бетонную смесь методом сухого торкретирования. В качестве материала применить экспериментальную торкрет-смесь совместной разработки ООО «Строй-ФАСФАТ» и ООО «Консолит».
Так как ремонтная смесь имеет время твердения около 15 минут, не удавалось после завершения процесса торкретирования традиционным методом, а именно обрезкой металлическим правилом, создать ровный финишный слой на ремонтируемом участке. Приходилось наносить ремонтную смесь небольшими участками (не более 1 м2) и сразу обрезать и выравнивать этот участок. После окончания торкрет — работ пришлось делать дополнительную технологическую операцию — производить шлифовку отремонтируемой поверхности шлифмашинками, чтобы поверхность была гладкой и вровень со старым (не ремонтируемым участком плиты).
Итоги ремонтных работ методом сухого торкретирования
Применённая быстротвердеющая ремонтная торкрет-смесь и технология сухого торкретирования позволяет дать положительный прогноз на то, что ремонт стенок шлюза можно проводить в короткие (2-3 часа) «технологические окна» в процессе навигации, что и показали экспериментальные работы.
Мы благодарим Начальника Цимлянского Района Гидросооружений и Судоходства г-на Долгополова Юрия Ивановича и все руководство шлюза №15 за оказанную помощь и содействие в проведении экспериментальных работ.